01 08 2012 Рубрика: общение 48 коммент.

Первая Мировая — повторить через сто лет (или снова о Китае)

Конечно, в группе уже было уже было обсуждение "китайского вопроса" и возможной конфронтации Китая с Россией. Однако я хочу инициировать новое обсуждение, поскольку предлагаю принципиально иную раскладку фигур на мировой "шахматной доске". И России здесь отводится совершенно другая роль: возможность играть на расколе.
Исходные аргументы: 1) http://www.expert.ru/printissues/expert/2009/40/resur.. (сжатая ссылка http://bit.ly/95Ls6V)
2) http://www.warandpeace.ru/ru/commentaries/view/46131/

Теперь вкратце припомним схему возникновения Первой мировой:
- Мир поделен между членами "Клуба колониальных держав", и одна из этих держав является "мировым жандармом" и "Владычицей морей" (что взаимосвязано). Однако появляется новая интенсивно развивающаяся индустриальная держава, которой для поддержки своего развития требуется огромное количество ресурсов. Конечно, она тоже пытается обзавестись колониями (в Африке) - и в итоге ей говорят: "Хватит!". И начинается Война...
При этом хочу напомнить, что Германии удалось в короткое время создать флот, способный свести сражение с английским хотя бы к ничейному результату (Ютландский бой).

Рассмотрим современную ситуацию с Китаем. Неудержимая модернизация, индустриализация, урбанизация делают страну похожей на раздувающийся пузырь. И этот пузырь раздувается (экономика растет, люди работают - все довольны) до тех пор, пока Китаю удается сбывать свою продукцию зарубеж. Думаю, все слышали недавние яростные наскоки США относительно "заниженного курса юаня" и этим искусственного стимулирования китайского экспорта. На данный момент имеем вот это http://lenta.ru/news/2010/04/10/deficit/ (зафиксированный впервые за 6 лет торговый дефицит).
Конечно, часть продукции будет потребляться внутри Китая, в связи с возрастающим уровнем жизни и, соответственно, потреблением, но наиболее вероятным итогом искусственно закрываемого извне экспорта будет экономическая депрессия. Либо...
Но сначала подумаем, к чему может привести экономическая депрессия в быстроразвивающейся стране? Скорее всего, из-за невозможности сбыта к закрытию ряда производств, которое может стать обвальным и привести к массовым проявлениям социального недовольства. Этим могут воспользоваться какие-либо рвущиеся к власти круги в китайской элите, что может привести к гражданской войне и развалу страны ( миллионы неконтролируемых мигрантов на наш Дальний Восток).
Рассмотрим также другие факторы, влияющие на Китай: в частности, огромную зависимость от импорта ресурсов - не только нефти, металлов, но и воды. Конечно, если остановится производство, то и импорт ресурсов будет не нужен, но остановка производства - это однозначная смерть для Китая. Поэтому Китай сейчас выгребает ресурсы отовсюду, откуда получается. Например, из брошенной "белыми людьми" на произвол судьбы Африки: ссылка для аргумента №1. В аргументе №2 упоминается о защите морских путей транспортировки нефтепродуктов через Индийский океан, а также о большой зависимости от водных ресурсов Тибетского плато. Мне кажется, что эта зависимость, являющаяся общей опасностью для всей страны, несет, скорее, объединительные тенденции, т.е. снижает вероятность для революции и развала Китая. В таком случае повышается вероятность внешней войны.

Сейчас принято считать (и все надеются), что большой войны не будет, потому что при разрушении мировой финансовой системы будет очень больно всем без исключения (хотя эту систему уже сейчас жутко лихорадит). Также имеет смысл вспомнить максиму, что "войну начинает тот, кто считает, что послевоенный мир для него будет лучше предвоенного" - при всех катастрофических издержках на войну. Однако в ситуации с Китаем можно увидеть нечто другое: как в Германии перед ПМВ, а лучше в Японии перед ВМВ, возможная остановка экономического роста в Китае и ресурсный голод делают "предвоенную ситуацию" просто невыносимой - любое радикальное изменение будет к лучшему.

К записи "Первая Мировая — повторить через сто лет (или снова о Китае)" оставлено 48 коммент.

  1. dmitrij:

    Теперь о возможностях…

    Кто-нибудь слышал что-либо о строительстве китайских авианосцев — близнецов нашего проекта 1143? Например, что ТАВКР «Варяг» им продали со всей технической документацией: http://www.arms-expo.ru/site.xp/049057052048124049049.. (http://bit.ly/aynlKZ) и http://primamedia.ru/news/22.10.2009/109335/kitay-spu.. (http://bit.ly/aKu712) Успеют ли наклепать?..

    И даже при наличии флота Китаю, несомненно, понадобятся сухопутные союзники — в Евразии и, может быть, в Америке. Потому что наиболее вероятной и достижимой целью Китая в этой мировой войне, по моему мнению, будет даже не уничтожение Соединенных Штатов, а всего лишь лишение их гегемонии. Мировая финансовая система, диктуемая США, и так серьезно пошатнется в случае войны. Плюс достаточно ликвидировать некоторые американские интересы в Евразии, добравшись туда по суше — через союзников. То есть — и это главное! — Китай будет отчаянно нуждаться в союзниках (как и США, естественно).

    В частности, например, в том регионе, где сейчас наглухо застряла «мировая общественность», у Китая есть старый друг, интересы с которым совпадают (давняя дружба против Индии), — Пакистан http://www.inosmi.ru/india/20100407/159063660.html Правда, как видно из этой статьи, возможно и пересечение интересов в борьбе за среднеазиатские ресурсы.

    Из этого видео http://vkontakte.ru/video-1745700_140507901 и далее по списку можно сделать вывод о китайской любви к России. Любовь-нелюбовь, но союзник из России для Китая может быть выгодным, поскольку, кроме ресурсов, дает прямой выход к Европе, Кавказу и другим интересным регионам, а с объединенной русско-китайской армией… Вот только нужно подумать, на каких основах может быть построен этот союз. Потому что равновероятно может быть и война: либо просто русско-китайская с захватом территорий, либо если Россия станет союзником США. В любом случае, США уже озаботились созданием «занозы» на русско-китайской границе http://www.warandpeace.ru/ru/exclusive/view/45880/ Может быть, именно из-за традиционного американского влияния и появились в Монголии такие типы http://vkontakte.ru/video-1745700_141419610

    Дальнейшие размышления по поводу возможных союзников Китая можно продолжать до бесконечности с учетом различных восточно-азиатских, нефтяных, финансовых, религиозных и прочих взаимоотношений. Также, естественно, не нужно забывать о том веском слове, которое может сказать Европа. Хотя, вероятно, в связи со склоками и проблемами внутри ЕЭС она может скатиться до второстепенного ТВД. В общем, простор для теоретизирования — и разгул для дипломатии.

    Для России же при таком развитии событий открывается очень полезная возможность сыграть на расколе. Главное, не ошибиться… А то может случиться, что китайцы, перейдя от экспорта мягких игрушек к экспорту мировой революции, опять вернут нас в коммунизм=)) (Хотя китайский коммунизм очень даже может запахнуть национализмом или даже расизмом)

  2. ganem:

    Дмитрий Орлов.

    Просто нет слов ,человек написал статью , емкую и аргументированую на уровне хорошей журнальной статьи . Браво!!!

    Да скорее всего так и будет : война будит определённо, и Китай и США и Россия будут внеё втянуты . Другой вопрос а действительно ли она будит столь масштабна ?

  3. dmitrij:

    Здесь ещё не учтены интересы Индии, Японии (С.Переслегин нарисовал интересный портрет новой русско-японской войны), Кореи, Бразилии (Южной Америки)… Т.е. тех, стран, которые не так завязаны на нефтедоллары и поведение которых просчитать труднее.
    Вообще-то, здесь просто попытался показать «реально отчаянного чувака» в то время, когда Европа и США устраивают свои «игрушечные войны». Хотя и Китай может, кроме развала и мировой войны, выкинуть ещё нечто третье: в информационном духе — типа культурной революции

  4. petr:

    >С.Переслегин нарисовал интересный портрет новой русско-японской войны

    Мда,маразм крепчает..

  5. dmitrij:

    «Гильбертову пустыню» http://www.ozon.ru/context/detail/id/3247121/ не читали? или считаете, что это неинтересно? Конечно, это почти фантастика. Но «Мистраль» как раз для того региона подходит

  6. petr:

    Переслегин это Дальневосточный Резун,только несколько иной.

  7. ivan:

    Хотя и Китай может, кроме развала и мировой войны, выкинуть ещё нечто третье: в информационном духе — типа культурной революции
    Никому война нынче не нужна, несмотря на большое количество очагов нестабильности КНР было бы проще и эффективнее контролировать экономическое пространство благо предпосылки и возможности у него имеются.

  8. dmitrij:

    Ага, только есть конкуренты на контроль экономического пространства, которых КНР, по-любому, забодать мирно не удастся http://lenta.ru/news/2010/04/13/china/ И договориться тоже, вряд ли

  9. ivan:

    Хм США и КНР это отдельная тема как они поведут себя в будущем вопрос открытый, но суть в том что ни одна из сторон не станет напрямую нападать на другого — это бессмысленно, да и тем более такие ренессансы КНР делает постоянно вспомните переориентацию китайцев 60-е.

  10. dmitrij:

    То, что по ссылке, это не переориентация: Китай умеет долго и безрезультатно вести переговоры. И Китай — это уже не «младший брат» 60-х: у них есть обширные заграничные активы, им есть что терять

  11. ivan:

    И Китай — это уже не «младший брат» 60-х: у них есть обширные заграничные активы, им есть что терять.
    Но ведь и механизмов воздействия у них больше стало, разве нет?

  12. mihail:

    Иран — один из главных энергетических поставщиков Китая, участие в разработке — это только для того чтобы смягчить эти самые санкции или вовсе убить инициативу.
    Что до отношений России с Китаем то китайцы в нашем положении — лучший союзник. Приходит на ум пареллель: кайзеровская Германия вместо Китая и османская Турция вместо России. Тогдашняя Турция гнила прямо на глазах, но вместо того чтобы собраться с силами и исцелиться — растрачивала силы на красивые, но бессмысленные имперские жесты. Кайзеровская же Германия сделала для модернизации Турции очень многое — если бы Первая Мировая окончилась победой Германии то в Турции со временем пришло бы нормально национально-ориентированное правительство. Поэтому в наших условиях лучшее что может сделать для нас наше правительство — сделать ставку на альянс с Китаем. Но даже если Эрэфия польстится на роль «форпоста европейской цивилизации против жёлтых орд» — остаётся надежда на экспорт Китаем «культурной революции».

  13. ivan:

    КНР сделает из нас провинцию не более тоже самое в конце концов ждало бы и Турцию.

  14. nikolaj:

    Игры Китая и США это скорее торг, а не угроза войны. Слишком их экономики завязаны друг на друге, разрыв связей будет пагубен для обоих стран. Тот слой в Китае который условно можно назвать средним работает в сферах завязанных на экспорте. Рухнет экспорт 100-150 млн. (или около того) человек останутся без средств к существованию. Это приведет к очень большой напряженности в обществе. Главный рынок китайцев США. Американцам выгодно в свою очередь ввозить товары из Китая из-за их дешевизны, закроют рынок можно будет сказать прощай среднему классу. Конечно вечно так длиться не может и что-то случиться. Какое-то перераспредление полномочий, скоре всего пока и нашим и вашим, доллар спасут (потому что Китай в него как то много уж слишком вложился), но США поделиться властью мирового жандарма. Либо льготный курс обмена для китайце при создании новой валюты. Высокие показатели экономки Китая в кризис большинство экспертов вообще ставят под сомнение, так как экономика страны уж слишком не прозрачна. Реальная ситуация может быть хуже.
    Плюс ко всему. В Китае слишком шаткая ситуация. Уйгуры и тибетцы конечно мало решают, но вот в деревне там по прежнему крепостное право и уровень жизни чуть выше «чтоб не передохли». Взаимную неприязнь бедных селян и богатых горожан думаю вполне можно переформатировать в нечто большее(но это уже из области моего не доказуемого мнения).
    Из выше сказанного, мое мнение война не нужна обоим игрокам. Но России так и так ни чего хорошего от них ждать не стоит. Слишком весовые категории разные, слабака проще ограбить чем что то разъяснять.
    Вот подумал еще на эту тему и гипотеза еще одна появилась. Возможен также вариант создания чего то типа дуаполии. То есть официально будет создаваться видимость противостояния США и Китая, а по факту денежые потоки как шли так и будут идти. Сотрудничество экономик будет продолжаться.

  15. dmitrij:

    «- Обратите внимание: нападение было совершено на танкер, который вез нефть в Китай, — подчеркивает Овчинский (советник председателя Конституционного суда). — Если проанализировать все пиратские захваты в прошлом году, то выясняется, что в каждом третьем случае бандиты нападали на суда, которые направлялись именно в Китай или везли что-то для китайских компаний, работающих на африканском континенте. Очевидно, пираты действуют по заказу мафиозных структур и, вполне вероятно, даже по заказу спецслужб некоторых стран. Берутся голодные, бездомные мальчишки 14 — 16 лет. В лагерях, расположенных в Сомали и других африканских странах, их обучают обращению с автоматом и гранатометом. А дальше — на лодки и вперед! И этот людской ресурс бесконечен» (http://www.kp.ru/daily/24485.4/641919/)

  16. ivan:

    А вариант что КНР это как бы основной центр грузоперевозок не возможен?

  17. dmitrij:

    Возможен)) Нужна мировая статистика по морским грузоперевозкам. Плюс, действительно, средоточие китайских «национальных интересов» в Африке

  18. mihail:

    Посмотрите на сегодняшний парад — на лица нынешних российских военных, сразу станет понятно кто кого будет крыть в войне с Китаем (если таковая будет).

  19. dmitrij:

    В войне «Духа против Машин» я бы предпочел выступать на стороне машин. А лица, конечно, хороши=))
    P.S. В том смысле, откуда опять эти шапкозакидательные настроения?! неадекватно как-то, неадекватно…

  20. dmitrij:

    ОБ ВЕЛИКУЮ КИТАЙСКУЮ СТЕНУ…

    «Пять лет назад Китай представлял собой Великую Жёлтую Надежду Европейского союза. В Брюсселе думали, что Поднебесная движется в том же самом направлении постмодернистского пацифизма, что и Европа. Но теперь европейцы поняли, что это было Великое Западное Заблуждение.

    Сам Китай не питал иллюзий относительно того, что для него представляла собой Европа. Европейцы богатые, но слабые; их нужно любить из экономических соображений, но с точки зрения стратегии они бесполезны. Пекин рассматривал отношения с ЕС как игру в шахматы, где «по ту сторону доски сгрудились двадцать семь противников и спорят — какой фигурой сделать ход».

    А вот о чём в Брюсселе и прочих европейских столицах не могут договориться — это о том, как именно следует пересмотреть свою политику в отношении Китая. Одни говорят, что нужно заново завязывать связи с Южной Кореей и Японией, другие настаивают на дружбе с Индией и Бразилией, третьи хотят подружиться с США, потому что объединённые страны Запада вместе якобы смогут одолеть Китай. А кто-то думает, что Европе надо просто остановиться и подождать, потому что подъём Китая — явление недолгое и скоро пройдёт. Но пока что ни одна из этих теорий не доказала своей состоятельности»

    http://www.warandpeace.ru/ru/reports/view/47309/
    http://inosmi.ru/fareast/20100521/160062392.html
    http://www.hindustantimes.com/Against-a-Great-Wall/Ar..

  21. dmitrij:

    Самые трудные союзники Пекина
    http://www.warandpeace.ru/ru/reports/view/47635/
    http://www.foreignpolicy.com/articles/2010/05/24/beij..

    «Поскольку за последние два десятилетия Китай превратился в значительную экономическую и военную державу, его ожесточенная борьба за энергетические ресурсы и торговых партнеров привела его к союзническим отношениям с некоторыми наиболее отталкивающими правительствами мира. Здесь представлены пять режимов, которые не смогут выжить без помощи Пекина:
    - Северная Корея,
    - Иран,
    - Судан,
    - Бирма,
    - Зимбабве

  22. viktor:

    Вообще-то у Китая есть немудрёное средство для сохранения рабочих мест для отраслей ныне ориентированных на экспорт. А именно: напечатать побольше юаней и увеличить заработные платы у всех категорий населения. Этим будет простимулирован рост внутреннего рынка, куда ныне сбываемое за океан барахло и устремится. А вот что будут делать Штаты со своими «виртуальными деньгами» и дышащей на ладан экономикой? Они ведь недаром бикфордов шнур к Корее и Тайваню подвели. Как в 1939-45 гг. новая глобальная бойня для них может быть экономически выгодной, позволив вывести из ступора тяжёлую индустрию. Вот только в этот раз им самим воевать, скорее всего, придётся. Европа в бой не рвётся, да и у России людские ресурсы слишком скудные, чтобы в большую войну влезать.

  23. dmitrij:

    «Китай сократил квоты на экспорт семнадцати редкоземельных металлов на 72 процента на всю вторую половину 2010 года. Об этом пишет The Daily Telegraph. Британское издание отмечает, что Китай в настоящее время стал абсолютным монополистом в добыче и обработке этих жизненно важных для создания высокотехнологичной продукции элементов. Около 97 процентов мирового объема таких металлов сейчас производится в КНР.

    В список этих элементов входят самарий, тербий, лантан, лютеций, тулий и многие другие. Без них невозможно создание таких продуктов как iPad, Blackberry, водных фильтров, лазеров и гибридных автомобилей»
    http://lenta.ru/news/2010/08/02/monopoly/

    Что-то будет…

  24. sergej:

    И снова здравствуйте.)))))))

    Насколько оправдано сравнение нынешней обстановки с ситуацией предшествующей Первой мировой войне и связь с Китаем, возможностью конфликта с ним.

    Конечно есть повторы как и тогда так и сейчас в наличии мировой экономический кризес, прокатились и продолжаться локальные войны тогда Испано –Американская, Англо-Бурская, Русско – Японская, Итало –Турецкая, Балканские войны и т.д. Сейчас Югославия, Ирак, Афганистан, кстати Южная Осетия, Чечня, война в Ливане и т.д.

    Но есть и разница у человечества в отличии от наших предков в 1914 году есть колоссальный опыт двух мировых войн и массы локальных конфликтов которыми заполнен 20 век. Тогда войну хотели все!!!!!!!!!!!!!!!!
    Сейчас ВСЕ понимают особенно в свете ЯДЕРНОГО оружия чем это кончится.
    ЭТО НЕ МАЛОВАЖНЫЙ СДЕРЖИВАЮЩИЙ ФАКТОР!!!!!!!!!!
    ОПЫТ 20 ВЕКА!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

    Современное оружие даже без ядерного достигло таких возможностей в свое разрушительной мощи что и без ядерного способно привести к апокалипсису.

    Если говорить по Китаю то

    Хочу обратить внимание и на сильную его уязвимость
    1) Высокую плотности населения сосредоточенного на сравнительно не большой территории. Большая часть Китая не заселена.

    2) АЭС
    3) химических предприятий производящие такие опасные газ как: хлор, аммиак, фосген.
    4) Гидротехнические сооружения и водохранилища.

    В случае возможного военного конфликта даже с использованием обычных средств поражения это может привести к глобальной техногенной катастрофе в первую очередь в самом же Китае, с огромными человеческими жертвами.

    Поэтому не думаю что Китай решиться в ближайшее время на крупные военные акции. Там прекрасно осознают свою уязвимость.
    Любая война требует подготовки а это гонка вооружений. Китай сейчас один из лидеров мировой экономики и отвлечение больших средств на вооружение скажется на темпах экономического развития и конкурентоспособности его товаров на мировом рынке.
    Я не думаю что Китаю это НЕ НУЖНО- НАЧИНАТЬ ВОЙНУ!!!!!!!!!!
    Или её провоцировать…!!!!!!!

  25. dmitrij:

    «Войну хотели все!!!!» Войну не хочет никто — просто кое-кому она может показаться выгодной…

    Всё же к ситуации хочу добавить, что и в то время был в наличии «мировой жандарм» — Великобритания. Которая прямо или косвенно организовывала многие войны того периода (в том числе и Русско-японскую войну). Развитие вооружений и военного искусства тоже считалось «высочайшим» — что и привело к взаимноуничтожительному топтанию на фронтах Первой мировой.

    Однако относительно Китая: его уязвимости и неготовности воевать в настоящий момент, — я с вами, Сергей, полностью согласен. Проблема в том, что Китай могут вынудить…

  26. sergej:

    Они не самоубийцы… Тем более время играет на них…

    А кстати интересно кто по вашему может вынудить Китай напасть?
    На кого? Вряд ли сценарий Перл-Харбора сейчас возможен…

    От крупных ядерных держав они защищены ядерным оружием.
    Думаю, что соседи при всех раскладах тоже особо не жаждут войны.
    Территориальные приращения?
    Так кому эти пустыни нужны? Их никто даже сами китайцы толком не освоили…А зона рек Янзы и Хуанхе самая не то что населённая а перенаселённая зона Китая его историческая сердцевина. Так тут и ежу понятно,что даже захватив её удержать эту араву китайцев в подчинении невозможно и себе дороже.

    Единственно где возможно так это где то в Африке локальный конфликт в зонах столкновения интересов Китая и третьих стран самое вероятное США. Но не прямая война, а опосредованная, племена туземцев вооружат и бросят в мясорубку за интересы Китая энд США, Евросоюза и т.д. Вооружёны силы этих стран представлены на уровне военных советников, ну ещё и флот, и плюс ВВС. Все. Дальше локальных конфликтов не пойдёт ещё раз не в Восточной Азии тут это маловероятно а где то по дальше…

  27. viktor:

    Бедные негритосы и так друг друга в интересах разных ТНК уже несколько десятилетий месят. Что с того, что на смену янкесам и европейцам во всё большей степени китайцы приходят? Кухня остаётся та же.

  28. sergej:

    Лично меня это не интересует, бедные они там или нет, не знаю может они от этого кайф ловят, главное что для Китая север не является приоритетом в их экспансии.

  29. olja:

    Сергей Середа
    «…главное что для Китая север не является приоритетом в их экспансии»
    Интересно, а откуда взяты столь глубокомысленные выводы?

  30. dmitrij:

    На мой взгляд, причины первой мировой войны лежат совсем не там.

    «Однако появляется новая интенсивно развивающаяся индустриальная держава, которой для поддержки своего развития требуется огромное количество ресурсов. Конечно, она тоже пытается обзавестись колониями (в Африке) — и в итоге ей говорят: «Хватит!». И начинается Война…»

    Сейчас Германия в индустриальном плане намного более мощная страна, колоний у нее вообще нет, а ресурсов почему то хватает, и воевать ни с кем не хочется…

    причины, мне кажется, в несоответствии политической надстройки экономическому и социальному развитию основных европейских стран на тот момент. Грубо говоря, дети лет 10 могут выяснить свои отношения при помощи драки, но в ней никто погибнуть не рискует (за редким исключением), а взрослые могут убить друг друга, но решают проблемы путем переговоров. А тут детям дали автоматы, они и начали стрелять. кому принадлежит Эльзас и Лотарингия? — Какая разница — вот теперь, реально, никакой, если и там и там права человека и высокий уровень жизни.

    И вообще, любое мирное решение лучше военного, если ценности сторон одинаковы. А я надеюсь, очень надеюсь, что мир в этом смысле становится однородным. Должен же он когда нибудь таким стать, сколько можно уже…

  31. ivan:

    Сейчас Германия в индустриальном плане намного более мощная страна, колоний у нее вообще нет, а ресурсов почему то хватает, и воевать ни с кем не хочется…
    Но это то XXI век, тогда то распределение ресурсов осуществлялось другими методами.

    причины, мне кажется, в несоответствии политической надстройки экономическому и социальному развитию основных европейских стран на тот момент.
    да и это тоже. Правда еще стоит вспомнить про гниющие империи Австро-Венгрии и Порты…

  32. dmitrij:

    №31
    Вы просто забываете о различии торговой инфраструктуры современной и того периода. Германия и сейчас также зависима и от поставок ресурсов из-за рубежа, и от экспорта зарубеж своих товаров. Вот только сейчас существует такое понятие как Мировой рынок, открытый для всех, — и соответствующе развитая торговая инфраструктура. В начале XX века ситуация в международной торговле была гораздо сложнее, особенно, для «новых гигантов». Тогда колонии были необходимы, как и собственные охраняемые торговые пути.

    Впрочем, и сейчас существуют некоторые препоны на Мировом рынке. Например, в виде относительно устоявшейся картины «мирового разделения труда»: есть страны-доноры ресурсов, есть развитые страны. Хотя особенно сильные из стран Третьего мира сейчас имеют уже свои наработки в области высоких технологий.

    Второй тип препон на Мировом рынке: любимая игра Соединенных Штатов в «эмбарго того-сего» — т.е. препоны политико-экономические. И здесь получается, что я, в общем-то, не прав в том, что сугубо экономические причины могут стать основными для начала Третьей Мировой. Во-первых, затевать войну ради развития экономики бессмысленно: война — разрушает экономику воюющей страны. Исключение: Соединенные Штаты, которые умудрялись использовать войну для развития своей экономики, поскольку пока были далеко от войны — но не при современном уровне технологий и инфраструктуры. Во-вторых, для решения международных экономических проблем существует множество разнообразных бескровных инструментов: например, тех же политических в виде эмбарго, либо тоже войны — но локальные «менеджерские»: известные нам в исполнении США или Британии (Фолкленды).

    Другими словами, каждая страна заботится лишь о своих собственных — а не коалиционных — экономических интересах. К тому же на современном уровне страновые экономики чересчур лабильны (нестабильны) и при первом шёпоте о начале Войны могут рухнуть.

    Но есть возможность обойти последнее ограничение на упадок экономики с началом войны. Этот временный упадок неопасен, когда, как говорится, «народ и Партия едины». Или когда народ един и агрессивен: и хочет решения своих современных проблем войной, и готов выдержать её тяготы. А таковая ситуация наблюдается, например, при переходе от традиционного общества к модерновому. Т.е. источники Войны стоит искать среди «новых модернизаций»: Китай, Индия, Иран, Бразилия…

  33. dmitrij:

    Прочитал первые посты, из-за них навязчиво торчат уши Тома Кленси.

  34. dmitrij:

    Я не в курсе, а какая тогда была ситуация на мировом рынке? Что, правительство допустим, Великобритании могло запретить своим компаниям продавать Германии,допустим, нефть? Зачем? И кких конкретно ресурсов не хватало Германской промышленности?

    Как работают все эти эмбарго мы видели на примере 1973 года. Где теперь деньги арабских шейхов. Большинство — в западных инвестиционных фондах. Работают эти деньги все равно на западе (больше негде) — а шейхи дворцы себе построили, ну чтож, можно их побаловать немного…

    Теоремы Рикардо о свободной торговли были известны уже лет 70 как. Мировая экономика — не игра с нулевой суммой, совсем нет — и кстати последние 20 лет это доказали лучше всего)

  35. dmitrij:

    Единый мировой рынок в конце XIX в. ещё только создавался. И суть колоний в том, что Британия могла запретить не своим компаниям продавать Германии, а германским компаниям — запретить продавать в своих колониях.

    P.S. Как «работают» эмбарго можно вспомнить на примере ещё наполеоновской Континентальной блокады;))) Но это ведь лишь один из инструментов давления на страну. Назови ещё 10 навскидку!

  36. dmitrij:

    №34
    Уточните, каким именно образом оттуда торчат «уши Тома Клэнси»

  37. dmitrij:

    Могла-то могла. В принципе, страны не входящие в ВТО и сейчас могут, да и входящие тоже всякие эмбарго хитрые придумывают. Я никак не могу никак понять — зачем?

  38. dmitrij:

    И Континентальная блокада — по моему, как раз пример того, к чему ведут все эти запреты. Хорошего для Франции в ней было мало, прямо скажем…

  39. dmitrij:

    В войне, вообще, мало хорошего…

  40. dmitrij:

    Вообще, конечно я тут выступаю с таких либеральных позиций, самому забавно немного) И я конечно понимаю, что принятие свободной торговли бьет по многим странам. Однако война то бьет еще сильнее, вот в чем дело. Вот поэтому я и говорю — что противоречия на уровне политики — выбрать войну — это неверный выбор в тех условиях

  41. dmitrij:

    В сообщении №33 в абзацах 3-4 я говорю о том же самом: чисто экономическими причинами войну не объяснить. За исключением современных небольших управляемых войн. Но причины Большой войны — непонятны и, вероятно, лежат за гранью разумного и рационального. Но экономика в состав этой Причины должна тоже входить: потому что она тоже определяет образ жизни населения страны

  42. marat:

    Можно внести свою маленькую лепту…?Мое мнение такого:Либо Китаю весь мир,либо миру весь Китай…Их порядка 1.5миллиарда…вдумайтесь,нам в централном регионе тесно немного,а они вообще там на головах друг у друга сидят,а третий плеткой подгоняет…Не зря Медведев,когда стал президентом,в первую очередь не с США отношения налаживать начал,а К Великой Стене повернулся лицом..Китай-это большая пороховая бочка,и не дай бог ее взрыв придется на наш век…

  43. mihail:

    Индия почти в два раза меньше Китая, а населения там ненамного меньше. И никого не пугает их перенаселённость.

  44. marat:

    Конечно не пугает…атомных бомб у них нет,единственный космонавт есть,и то он с нашими летал в качестве туриста)))Несколько миллионов заплатил и слетал.А Китай-это правоприемник СССР,с вытекающими последствиями,и самое главное вся их промышленность направлена на гонку вооружений.ну и последнее…Спросите у жителей дальнего востока,сколько у них подданных поднебесной живет…

  45. dmitrij:

    С чего это у Индии атомной бомбы нет? Давно уже у них, с 70-х…
    Китай в целом нельзя назвать правоприемником СССР, китайская промышленность не настолько милитаризована.
    И, кстати, я как житель Дальнего Востока скажу, что количество китайцев, проживающих у нас, значительно, но их далеко не орды. В основном это сезонные рабочие, которые потом уезжают к себе в Китай. Основное напрвление китайской миграции — юг, теплые районысобственно Китая, Въетнам, Индонезия. Там они оседают, там значительная китайская диаспора, т.н. «хуацяо».

  46. olja:

    Марат of Хамитof #45
    Насчет атомных бомб и жителей Дальнего Востока уже правильно написал Дмитрий Рыбель #46…
    И дело не в том, что Китай производит больше половины товаров для всего мира, не только в том, что его экономика даже в кризис имеет стабильный рост, не только в том, что у него ядерное оружие, крупнейшая армия в мире, и т.д. и т.п…
    Все дело в том, что он является нашим непосредственным соседом и все паникеры, которые не верят в мысль «Китай нам не угроза, он сам не против вступить вблок снами против США в грядущем противостоянии» пытаются этим пугать! С логикой слабовато, но пытаются! Почему слабовато? Да потому, что вплане угрозы намного опаснее уже набивший оскомину НАТО, который не думает скрывать проамериканскую направленность, естественно, недаром США тратят сотни миллионов долларов на пропаганду в РФ опасности со стороны Китая! И недаром сами налаживают все более тесные контакты с Поднебесной, несмотря на всю мишуру слов о неправильной политике доллара и юаня!

  47. marat:

    Остается только ждать,и смотреть, чья точка зрения наиболлее объективна…время все покажет…

  48. dmitrij:

    Да, это верно… только ждать. На самом деле большинство всех военно-футурологических прогнозов хромает, предугадать что-либо крайне сложно.

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

 

Январь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Комментарии

  • akop: Марин, срочно выбирайся на природу на шашлычки, а потом повтори дома, включай в рацион срочно мясо, молоко,...
  • dima: Михаил, короче я сторонник силы Гларунга
  • anzhel: По экспресс-курсу пройдём =) Не по две недели, а по неделе каждый.
  • igor: Голлум. Он сумасшедший (хоть и не гений)… ещё наверное Гэндальф…мудрый старик…аж зубы...
  • ivan: Согласен с ДенисомДля того, чтобы поймать Бисмарка с Цеппелтном и с скажем Принцом Ойгеном англичане послали бы...

Рубрики

Метки